DVB.UZ Новости спутниковых технологий

29Окт/140

Выведение спутника «Экспресс-АМ6» могло быть не совсем штатным.

В минувшие выходные командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) зафиксировало, что фактические орбитальные параметры космического аппарата «Экспресс-АМ6», запущенного на прошлой неделе с Байконура, отличаются от требуемых. Не исключено, что это могло стать следствием сбоя в работе разгонного блока «Бриз-М» при последнем, четвертом включении. Производители разгонника утверждают, что все находится «в пределах допуска утвержденной технической документации». Телекоммуникационный аппарат «Экспресс-АМ6» стартовал с Байконура 21 октября: он выводился на орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М», разработанных в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) имени Хруничева. На следующий день пресс-служба Федерального космического агентства (Роскосмос) сообщила, что пуск можно считать успешным, а компания «Российские космические системы» сообщила о взятии наземными станциями аппарата «Экспресс-АМ6» на управление. Генеральный директор ФГУП «Космическая связь» (заказчика спутника) Юрий Прохоров заявил: «Запуск спутника, без преувеличения, самое ожидаемое событие года для спутниковой отрасли».

Однако информация системы NORAD, зафиксировавшей в минувшие выходные параметры нахождения космического аппарата на орбите, свидетельствует о том, что выведение спутника «Экспресс-АМ6» могло быть не совсем штатным. Так, согласно американским данным по состоянию на 25 октября, наклонение спутника вместо положенных 0,18 градуса составляло 0,71, период обращения вместо 1436 минут — 1373, апогей и перигей 37 780 км и 31 312 км вместо ожидаемых 37 787 км и 33 799 км соответственно.

Отличие фактических параметров от заданных могло стать следствием нештатной работы «Бриза-М»: косвенным подтверждением этому служат данные, опубликованные на сайте самого ГКНПЦ имени Хруничева в разделе «Оперативная информация о пусках». Так, например, отклонение при первом выключении маршевой двигательной установки разгонника составило минус 4 секунды, при втором — минус 18 секунд, при третьем — минус 12 секунд. Само же отделение космического аппарата от разгонника произошло с отклонением от нормы в минус 24 секунды.

Два топ-менеджера предприятий космической промышленности вчера подтвердили “Ъ”, что опубликованная на сайте ГКНПЦ имени Хруничева информация верна и разгонник во время последнего импульса «слегка недоработал», однако комментировать причины инцидента отказались. Один из собеседников “Ъ” призвал не драматизировать ситуацию: «Аппарат находится на переходной орбите, топлива и мощностей двигателей, установленных на нем, без проблем хватит для перехода в нужную точку стояния». Реализовывать эту задачу на практике будет разработчик спутника — компания «Информационные спутниковые системы им. Решетнева», которой и предстоит осуществить все незапланированные маневры. Официальный представитель ГКНПЦ имени Хруничева Александр Шмыгов вчера заявил “Ъ”, что все параметры находятся «в пределах поля допуска утвержденной технической документации». «На срок службы спутника это не повлияет, то есть заказ выполнен»,— сказал он. Отметим, что риски, связанные с запуском и эксплуатацией спутника «Экспресс-АМ6», застрахованы «Ингосстрахом» на сумму 5,5 млрд руб.

Напомним, что неполадки разгонных блоков «Бриз-М» уже становились причиной нештатных ситуаций на орбите. Запущенный 9 декабря 2012 года с космодрома Байконур космический аппарат «Ямал-402» оказался не на расчетной орбите из-за разрушения подшипника C5.98 в турбонасосном агрегате двигателя, установленного на разгоннике: последний отработал во время четвертого включения на четыре минуты меньше положенного. Аппарат тем не менее удалось спасти и перевести на целевую орбиту при помощи его собственных движков: для этого, правда, пришлось пожертвовать частью топлива. Из-за этого срок его активного существования снизился с 15 до 11,5 года.

Связано с категорией: Спутники Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.