Падение ракеты «Зенит». Бардак или диверсия?
Аварийный запуск с плавучей платформы ракеты "Зенит-3SL" со спутником связи Intelsat-27, которая рухнула в Тихий океан, имеет для российской космонавтики крайне негативные последствия, убеждены эксперты: таких проблем отечественное ракетостроение не видело с начала космической эры. "Такие аварии происходили в начале космической эры, когда ракеты только запускали. В наше время такая авария - это мощный удар по всей космонавтике, - считает глава Института космической политики Иван Моисеев. - Мы перестали делать нормальные ракеты. Это возвращение к 1957 году, когда мы только-только их запускали, тогда действительно происходили такие аварии. Если она происходит сейчас, через много лет после того, как мы все это отработали, это очень тяжелый удар" СМИ.
Падением очередной россиянской ракеты сегодня очень трудно удивить - удивительно что с космодромов вообще что-то взлетает. В августе 2005 года спутник "Монитор-Э" был выведен не орбиту, но там возникли проблемы со связью и управлением аппаратом. В октябре того же года при запуске с Плесецка был потерян европейский научный спутник "Криосат", стоимостью более 140 миллионов евро. В феврале 2006 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести в космос спутник связи "Арабсат-4А". В декабре 2010 года после старта "Протона" упали в Тихий океан три навигационных космических спутника "Глонасс-М", что задержало программу развертывания ГЛОНАСС почти на год. В феврале 2011 после запуска с Плесецка ракеты-носителя "Рокот", оснащенной разгонным блоком "Бриз-КМ" разработки и производства Центра имени Хруничева, на нерасчетную орбиту был выведен военный геодезический спутник "Гео-ИК-2". Затем, в августе, на нерасчетной орбите оказался спутник связи "Экспресс-АМ4", запускавшийся с помощью ракеты-носителя "Протон-М", оснащенной разгонным блоком "Бриз-М". В начале 2012 был потерян уникальный аппарат по исследованию Марса - "Фобос-Грунт", после чего случилось ещё около пяти аварий и тотальная кадровая зачистка в космическом ведомстве. Но это, как видим, не сильно помогло.
Сейчас эксперты делают гримасы глубокого раздумья и выдвигают «версии» случившегося. Эксперты из интернета выдвигают свои предположения причин аварии:"Зенит-3SL" вывел из строя американский радар, "Зенит-3SL" столкнулся со стаей стерхов, "Зенит-3SL" сбили инопланетяне и так далее. Наиболее здравые и реалистичные люди видят причину в тотальной деградации россиянской космической отрасли, которая дожирает последние запасы деталей и комплектующих, сделанных во времена СССР. И кадры, которые что-то понимают - тоже работают с того времени, а уходя на пенсию не сильно спешат кому-то передавать опыт. В целом и в общем всё абсолютно правильно, однако в данном конкретном случае есть некоторые нюансы.
Компания "Морской Старт", осуществлявшая запуск образована в апреле 1995 года. Ее учредителями являются Boeing Commercial Space Company (Сиэтл, США, 40% акций), РКК "Энергия" (Королев, Россия, 25% акций); Kvaerner Maritimea.s. (Осло, Норвегия, 20% акций), государственное КБ "Южное" и ПО "Южмаш" (Днепропетровск, Украина, 15% акций). Таким образом, в компании 40% американского капитала и как следствие - приблизительно такой же процент американских менеджеров, которые внимательно следят как распоряжаются их баблом. Как можно предположить - если бы эти менеджеры увидели, что ракеты собирают молодцы с кувалдами - наверняка американцы контракт бы разорвали и заключили новый в партнерами, которые что-то умеют делать руками. А раз не разорвали - значит на данный момент в проекте "Морской Старт" с технологиями все в порядке.
Далее. *Разбившаяся ракета должна была вывести на орбиту спутник связи, предназначавшийся ВМС США". Спутник Intelsat 27 принадлежал люксембургскому оператору Intelsat и должен был войти в спутниковую группировку MUOS (Mobile User Objective System), обеспечивающую спутниковой связью американских военных. Как можно предположить - уж кто-кто, а американские военные «откатами» не занимаются и наверняка хорошо проверили - можно доверять россиянской ракете свой спутник связи или нет. А после военных в цехе шастали эксперты страховой компании, в которой спутник был застрахован на 400 миллионов долларов и которой теперь почти полмиллиарда нужно будет выплатить по иску. Наверное эксперты смотрели хорошо, иначе не подписали бы полис. Тем не менее ракета упала.
Таким образом в данном случае совершенно очевидно, что причина падения далеко не нарушение технологий и не природные аномалии. А если вспомнить что у компании"Морской Старт" последние годы почти регулярно случаются проблемы на запусках (их постоянно откладывают) то очевидный вывод и самое логичное объяснение - это диверсия. Тут мы никак не собираемся отмазывать россиянский ВПК и местных ракетостроителей, но на вещи нужно смотреть объективно - «Зениты» старая модель и если Северная Корея умеет уже что-то там делать, в России уровень 50 годов поддержать наверняка смогут .
В СССР с диверсиями боролись довольно активно и косорукость своих инженеров очень часто списывали на «диверсантов из НАТО». Однако сегодня мир сильно поменялся - ракета ведь спутник для НАТО несла по большому счету. Мир сегодня глобальный, мир очень многих сил и финансовых интересов. В частности технологиями запуска спутников владеют сегодня многие страны и даже частные компании, для них "Морской Старт" явный конкурент, у которого чем хуже тем лучше. Спутники, аналогичные Intelsat 27 тоже умеет делать не одна единственная корпорация на планете, поэтому для её конкурентов будет полезна любая авария, в причинах которой ВМФ США не будут разбираться - они просто перестанут делать заказы.
А если копнуть поглубже, то вскроется сложная кадровая система россиянкой федерации, где один начальник чтобы нагадить другому начальнику легко угробит полмиллиарда чужих зелёных рублей. Тут и конкуренция за место, и личные амбиции, и много чего ещё, что позволяет решить вопрос заинтересованной стороне, и найти помощников и исполнителей. В частности не так давно в россиянской космической отрасли случилась большая кадровая зачистка. Чистили менее сурово чем в 1937-м, то есть никого не расстреляли, а потому люди остались. И как всякие обиженные могут навредить.
Проблема тут не на уровне рабочих и инженеров, и даже не на уровне директоров оборонных заводов а на уровне спецслужб и высшего рукодства, которое работает на кого-то другого. Они должны обеспечивать безопасность, контроль, качество, транспортировку узлов от предприятий-изготовителей к месту сборки. Чуть его ослабить - и привет. Ракета очень точный инструмент и чтобы вывести её из строя не нужно гайки откручивать - достаточно при транспорте того или иного узла уронить его пару раз, нарушить температурный режим, подержать рядом с сильным магнитным полем. Если сделать по умному то даже товарищ Вышинский если бы его откопали не нашёл бы виноватого.
Поскольку о диверсии никто не говорит, то либо о ней все кому нужно знают, но боятся произнести слово вслух, либо люди вообще тупые и даже не понимают с чем имеют дело. Но в любом случае это катастрофа не первая и думаем не последняя ибо если ракеты падают значит это кому-нибудь нужно.
Кто заказывает и осуществляет такие операции, это уже вопрос другой. Тут можно только гадать, ибо методом исключения не получится - слишком много заинтересованных сторон в мире и внутри.
newsland dot com
Понравилась статья?
Нет обратных ссылок на эту запись.
Leave a comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.