DVB.UZ Новости спутниковых технологий

3Янв/130

В 2012 году новое звучание обрела тема структурной реформы российской космонавтики

К сожалению, поводом стали многочисленные аварии с российской ракетно-космической техникой в 2011 году, которые заставили признать наличие кризиса в отрасли (системного, или близкого к этому состоянию). Стало ясно, что без изменений не обойтись. Иначе нас ждет неминуемая утрата позиций на космических просторах. Но, не в последнюю очередь, случилось это и благодарю возникновению в отечественном политическом ландшафте ряда институтов развития, демонстрирующих достаточный уровень воли и компетенции для того, чтобы выступать, по меньшей мере, собеседниками Роскосмоса и других федеральных органов, а в перспективе – претендовать и на полноценное партнерство.

Все увереннее звучал в этом году голос космического кластера Фонда Сколково, экспертов Открытого правительства, представителей консалтинговых компаний.

В первой половине года впервые в российской практике проходило гласное обсуждение проекта Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Руководитель Роскосмоса 5 апреля представил проект Стратегии на собрании активистов и инноваторов в Фонде «Сколково», после чего материалы Стратегии были размещены на сайте агентства в открытом доступе. Вскоре, однако, Стратегия была кардинально сокращена, дополнена некоторыми специфическими материалами и направлена на утверждение в Правительство в качестве Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу – с соответствующим грифом, обуславливающим закрытость документа.

Следующая «попытка гласности» оказалась более плодотворной. Во второй половине года под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина действовала межведомственная рабочая группа, специально созданная для подготовки предложений по реорганизации российской космической отрасли. По сути дела, рабочая группа была призвана одобрить или отвергнуть уже несколько лет продвигаемую руководством Роскосмоса идею преобразования отечественной ракетно-космической промышленности в Госкорпорацию «по модели Росатома», когда основные предприятия промышленности интегрируются с соответствующим органом госуправления в единственный «мегасубъект», совмещающий функции госуправления в соответствующей сфере деятельности, госзаказа и создания необходимых для его реализации космических средств.

По мнению многих экспертов, принятие такой модели означало бы расфокусировку государственного целеполагания, дальнейшую «капсуляцию» космической отрасли, отказ от поиска оптимальных технико-экономических параметров космических программ путем балансирования интересов и возможностей независимых игроков.

Дополнительно к варианту с созданием Госкорпорации, рабочая группа рассматривала предложения ряда экспертов Открытого правительства, предусматривающее, по сути, разделение исследовательских и прикладных направлений космической деятельности с формированной коммерциализацией последних, а также третий вариант, предполагающий усиление роли Роскосмоса в сочетании с укрупнением интегральных производственных структур ракетно-космической промышленности. В результате 26 ноября премьер-министру Дмитрию Медведеву был представлен в качестве итогового именно этот вариант, причем вице-премьер Рогозин особо оговорил роль экспертов кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» в его разработке и поддержке.

В результате основным итогом 2012 г. стал отказ от принятия кардинальных решений по реорганизации национальной космической деятельности, которые многим специалистам представляются неэффективными и тормозящими развитие отрасли в соответствии с реалиями современной, конкурентной экономики.

Будущий год пройдет под знаком окончательного «утрясания» состава интегрированных структур ракетно-космической промышленности, определения государственной политики в части вертикальной и горизонтальной интеграции. «Драйверами» устойчивого развития» в российском космосе должны стать конкуренция, разделение формирования госзаказа и исполнения госзаказа промышленностью, межотраслевой баланс, баланс между самодостаточностью и встроенностью в международное разделение труда. Уже в конце 2012 г. начаты работы по совершенствованию системы лицензирования космической деятельности, воссозданию реально работающей Межведомственной экспертной комиссии (МЭК) по космической деятельности.

Целенаправленная структурная реформа должна увязываться и с реформой целеполагания. Первая попытка определить в явном виде приоритеты национальной космической деятельности была сделана еще в отвергнутой Стратегии-2030 (до сих пор доступна на сайте Роскосмоса).

27 декабря Правительство России утвердило государственную программу «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» с общим объемом финансирования 2,1 триллиона рублей, включая и внебюджетные источники. Госпрограмма является рамочным документом, в основном интегрирующим цели, задачи и мероприятия реализуемых сегодня и планируемых на будущее федеральных целевых программ. Однако определение космического маршрута России должно проходить существенно более системно, обоснованно и гласно. И это – одна из важнейших задач развития российской космонавтики на 2013 и последующие годы.

Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.